Отделения

Станковая живопись

Открытие пять лет назад нового отделения живописи – не только еще один шаг в развитии колледжа, но и – требование самой Камчатки: не может один из самых красивейших уголков России не растить собственных художников. И хотя колледжу было совсем нелегко найти свободные аудитории, решить не­обходимые вопросы материально-технической оснащенности, 1 сентября 2005 года 8 будущих живописцев сели за мольберты.

Дальнейший успех отделения, его энергичное развитие во многом обязаны талантливому художнику, писателю, философу Владимиру Петровичу Соколову-Ширшову, который возглавил отделение и сумел не только обеспечить высокую профессио­нальную планку учебного процесса, но и проявил себя настоя­щим и вдумчивым организатором-хозяйственником. Сейчас отделение возглавляет Ситников Андрей Владимирович.

Постепенно отделение В. П. Соколова-Ширшова обрастало кадрами.

Высокие цели, которые поставило отделение художников пе­ред собой, удивляют своей масштабностью. Среди них: развитие образного мышления на основе эстетических, философских и духовно-нравственных аспектов мировой культуры, обретение теоретических и практических знаний в технологическом и тех­ническом аспектах, обретение профессионализма в других видах изобразительного творчества, сопутствующих основному курсу по живописи и т. д. Большое внимание уделяется просветитель­ской деятельности. С 2006 года ежегодно проходят выставки студенческих работ, созданных на пленэре (Мильково, Кирга­ник, Вилючинск, Авача, Петропавловск-Камчатский). Лучшие студенты имеют возможность выставлять свои полотна на город­ских и краевых выставках.

А педагоги в личной выставочной деятельности демонстри­руют пример настоящей активности и завидного профессио­нального уровня. Только В. П. Соколов-Ширшов (не считая выставок городских, краевых, республиканских) 23 раза выставлялся на международных выставках объединения «Художники-передвижники. XXI век»!

Серьезна и разнообразна на отделении авторская учебно-методическая деятельность. Помимо разработки новых учебных программ, В. П. Соколов-Ширшов подготовил к печати «Учеб­но-методическое пособие», которое опирается на личный тео­ретический и практический опыт работы с учащимися художес­твенных школ и студентами отделения живописи. Кроме того, Владимир Петрович исследовал и предложил своим ученикам такие темы, как «Изобразительное искусство в контексте разви­тия человеческой цивилизации», «Древняя Русь: возникновение масляной технологии живописи», «Западная Европа, Византия и Древняя Русь в контексте изобразительного искусства» и др. Разнообразные теоретические работы по рисунку, живописи, композиции, цветоведению и истории изобразительного искус­ства подготовили преподаватели отделения.

В 2010 году состоялся 1-й выпуск молодых художников Камчатки. Все они успешно защитили свои дипломные работы. Одновременно само отделение впервые прошло Государствен­ную аттестацию.

Дирижёрско-хоровое отделение

Отделение хорового дирижирования, также, как и отделение народных инстурментов, – ровесник колледжа. За полвека его окончили 212 мо­лодых специалистов. В 1970 году приехала на Камчатку воспи­танница Молдавской государственной консерватории Виолетта Алексеевна Бу­тучел, которая и сегодня продолжает творческую деятельность в колледже. А выпускник Московской консерватории Евгений Иванович Мо­розов, начавший работу в Петропавловске в 1965 году, 35 лет возглавлял хоровое отделение, являясь образцом наивысшего профессионализма.

Практически все специалисты-хоровики, обеспечивающие учебный процесс, – люди талантливые, инициативные, стре­мящиеся сделать нечто большее, чем им это предписывают ра­бочие программы. Свои коллективы – в детской поликлини­ке, в других учебных заведениях Петропавловска – создавала Виолетта Бутучел. Ну а Евгений Морозов основал в 1967 году Камчатскую хоровую капеллу, которая приобрела известность не только в России, но и за рубежом.

Отделение хорового дирижирования отличалось не одно десятилетие и тем, что оно обеспечивало крепкую вокальную подготовку студентов, благодаря чему некоторые выпускни­ки смогли продолжить высшее образование по специальности «сольное пение». Многие воспитанники отделения еще в годы учебы становились победителями престижных конкурсов и даже ла­уреатами Камчатской государственной премии. Многие давно разъехались по разным городам России и даже мира. Но, пожа­луй, самое важное заключается в том, что значительная часть воспитанников отделения работают в разных уголках Камчатки. 

Теория музыки

У теоретиков колледжа – задача особенная и мас­штабная. Они должны предоставить весьма сложный комплекс знаний (по теории, гармонии, сольфеджио, музыкальной ли­тературе) каждому студенту-музыканту, а на специальном – теоретическом – отделении подготовить преподавателей, ко­торые продолжат их дело в музыкальных школах. Так что можно без труда подсчитать: за 50 лет через руки теоретиков (исключим танцоров и художников) прошли 1072 выпускника. Сюда входят и те 113 молодых специалистов, которые полу­чили дипломы теоретиков.

Мы помним, что первый директор училища была и первым педагогом теоретических дисциплин. Всего же за 50 лет теоретические предметы вели в общей сложности свыше двадцати препода­вателей.

Сейчас на отделении работают высококвалифицированные специалисты. Ольга Иннокентьевна Трофимова (Орлова), возглавившая отделе­ние , Оксана Александровна Кассап, Ирина Валентиновна Бакетина, – о каждом из них можно сказать: личность, педагог-новатор, активный просветитель мирового музыкального наследия. В 2010 году к теоретическому братству присоединилась выпускница колледжа Ольга Ивановна Серебрянская, которая успешно получила высшее музыкальное образование в Санкт-Петербургской государственной консерватории им.Римского-Корсакого.

Теоретики – одни из первых в колледже, кто освоил современные информационные технологии и при помощи Интернета установил творческие связи со многими учеб­ными заведениями и ведущими музыкантами России, а так­же размещают в российской и краевой прессе публикации о достижениях камчатских музыкантов. Творческий и инно­вационный дух, царящий в клане теоретиков, не может не отражаться на успехах студентов. Как правило, на теорети­ческом отделении – наиболее высокий уровень успеваемости, да и дипломов с отличием у них – почти пятая часть…

Работы преподавателей теоретического отделения выходят далеко за рамки учебной деятельности колледжа. Так, И. В. Бакетина разра­ботала авторскую программу православного сольфеджио для иеромонахов храма Александра Невского в краевой столице, а также программу по краеведению, которая получила вы­сокую оценку в Камчатском государственном университете им. В. Беринга.

Блестящие результаты демонстрируют студенты от­деления на всероссийских и международных конкурсах. Фактически не бывает ни одного конкурса, где молодые камчатские теоретики не заняли бы призовые места.

Вот так работают и учатся наши теоретики! 

Отделение общего фортепиано

Играть на рояле должен каждый музыкант, невзирая на его основную специальность. Для этого и существует предмет «об­щее фортепиано», который не только крайне важен для овла­дения предметов теоретического цикла, но и дает возможность осваивать партии аккомпанемента, что весьма помогает при работе над любым сольным произведением.

Понятно, что уровень фортепианной подготовки теорети­ков, струнников, народников, духовиков, дирижеров, вокалис­тов крайне неодинаков. Поэтому преподавателям отделения приходится в максимальной степени индивидуально подхо­дить к обучению студентов. Серьезное отношение к курсу общего фортепиа­но проявлялось и в том, что в разные годы-десятилетия его охотно вели опытные педагоги. Сегодня деятельность отделения обеспечивают пять преподавателей – Ирина Сергеевна Пугач (заведующая отделением), Ирина Альбертовна Че­ремноваОльга Артемовна Бондарева,Надежда Павловна Шинкарёва.

Высокая результативность воспитанников от­деления подтверждается победами на различных конкурсах. Так, среди лауреатов региональных и между­народных конкурсов в Екатеринбурге и Владивостоке в период с 2004 по 2010 г. значатся победители с Камчатки.

Вокальное искусство

В разработке

Социально-культурная деятельность

Народно-художественное творчество

Специализация «хореографическое творчество» возникла на ос­нове отделения культпросветработы в 1983 году. Первые восемь лет здесь готовили танцоров для северных национальных коллективов. Талантливый корякский балетмейстер и создан­ный им на базе отделения молодежный ансамбль «Уйкоаль» впервые в истории Камчатки обеспечили профессиональную подготовку столь необходимых для развития культуры коренных народов полуострова специалистов. 

Имена выпускников тех лет сегодня хорошо известны. Они руководят фольклорными коллективами, танцуют в национальных ансамблях и в высшей степени ответственно поддерживают и пропагандируют духовные традиции северян.

Современное хореографическое отделение, носящее замыслова­тое название «Социально-культурная деятельность и народное художес­твенное творчество», – настоящий центр методической и просвети­тельской деятельности, оказывающий влияние на развитие танце­вального искусства не только на Камчатке, но и в разных уголках России. Опытные преподаватели Елена Владимировна КвашаАнна Михайловна Александро­ваИрина Владленовна Яблочкова во главе с заслуженным работником культуры России Светланой Геннадьевной Туник пытаются совершенствовать свою работу, создавая новые программы и ме­тодические пособия, используя средства современных технологий. Более двадцати лет при отделении работает ансамбль «Академия танца», в программах которого представлены разные виды, стили и направления мировой хореографии. На отделении в разные годы работали и работают яркие концертмейстеры.Их исполнительское мастерство и тонкое понимание спе­цифики хореографической музыки помогают студентам совершенствовать свой уровень.

Всего с 1983 по 2010 г. отделение выпустило в свет 124 танцора. К ним можно приплюсовать еще тех 125 клубных работников и руко­водителей самодеятельных коллективов, которых подготовило училище до реорганизации отделения. Среди выпускников – немало знамени­тостей. 

Струнные инструменты

Струнники всегда были на Камчатке, так сказать, «особо штучным товаром»: уж слишком нелегко стать профессиональ­ным скрипачом, виолончелистом, да и музыкальные школы, от­куда черпает колледж будущих студентов, не очень переусерд­ствовали в развитии этих специальностей... Первый выпускник по классу скрипки мелькнул в биографии училища в 1971 г. Но прошло еще пять лет, прежде чем воз­никло некое постоянное присутствие струнников на выпускных экзаменах училища. На­иболее «урожайным» для струнников стал год 1982-й, когда сра­зу пять молодых специалистов получили дипломы.

Невелик и список преподавателей, которые в разные годы обеспечивали деятельность отделения. Первая скрипачка с высшим образованием появилась в училище в 1968 году. Она проработала в училище всего два года и, понятно, не успела подготовить ни одного выпускника. В 1974 году в Петропавловске появи­лась виолончелистка (проработала до 1982 г.) г.). В этот же период на Камчатку приехали специалисты, кото­рые сыграли важнейшую роль в развитии струнных инструментов на полуострове. Это – заслуженные работники культуры России Лев Леопольдович Зиневич (работал с 1978 г. по 2012 г.) и Татьяна Анатольевна Шишова (с 1981 г.), которая возглавляет отделение с 2012 г. Сту­дентов по классу виолончели (когда они появляются) последние чет­верть века ведет в училище солист Камчатского камерного оркестра, заслуженный артист России.

Хорошим подспорьем в работе струнного отделения являются пи­анисты-концертмейстеры Ирина Альбертовна Черемнова и Жанна Викторовна Зиневич (работала в колледже с 1978 г. по 2012 г.). Их ис­полнительский опыт, знание большого инструментального репертуара никогда не подводит молодых солистов на сцене.

Сегодня отделение струнно-смычковых инструментов остро нуж­дается в расширении. На всех четырех курсах учатся всего несколько человек. В результате в колледже нет возможности возобновления де­ятельности студенческого камерного оркестра, да и филармонический оркестр им. Г. Аввакумова крайне заинтересован в притоке новых исполнительских сил. Изменится ли ситуация – покажет время. 

Духовые и ударные инструменты

Отделение духовых инструментов вышло из состава оркестро­вого отдела и обрело самостоятельность в 1990 году. Случилось это по одной причине: популярность этих инструментов возрастала, увеличивался набор первокурсников, что требовало более целенаправленной работы со студентами, которые зачастую отличались от своих сокурсников как более низким уровнем доучилищной подго­товки, так и определенными вольностями в вопросах дисциплины.

Если вспомнить год 1965-й, когда в класс духовых инстру­ментов были впервые приняты 8 студентов очного и 5 – заочного отделений, то преподавателям приходилось начинать отнюдь не с училищной программы, так как многие поступившие даже не знали нотной грамоты. Тем не менее, уже весной 1966 года был создан духовой оркестр, в который вошли 12 молодых духовиков. Конечно, далеко не все добирались до диплома. Из первого набора очного отделения в 1969 году училище окончили всего двое. В последующие годы наборы и вы­пуски стали расти. Расширялся и круг инструментов: в училище занимались на тромбоне, трубе, флейте, валторне, кларнете…

Многие воспитанники отделения стали яркими музыкантами, ведут педагогическую деятельность, работают солистами концертных организаций, играют в оркестрах. Немало выпускников училища входят в состав Петропавловск-Камчатского городского духового оркестра. Среди выпускников прошлых лет и нынешние педагоги колледжа: Юрий Владимирович Кравченко (тромбон), Валерий Николаевич Сёмуш­кин (гобой и фагот), Павел Александрович Брагин (саксофон) и Алла Анатольевна Лушпа (флейта), которая сегодня руководит отделением духовых и ударных инструментов. Класс ударных инс­трументов ведет выпускник Дальневосточной академии искусств  Яков Витальевич Лебедев, класс валторны возглавляет Владимир Иванович Стоцкий, в прошлом артист симфонического оркестра Мариинского театра. Ветеранами отделения по праву считаются замеча­тельный тромбонист Вячеслав Алексеевич Кучумов (он работает в училище-колледже с 1971 года!) и Евгений Борисович Воробьев (в прошлом дирижер симфонического оркестра, ныне ведет дирижирование и инструментовку на отделении).

Гордость отделения – его коллективы. Духовой оркестр ак­тивно выступает на праздничных площадках краевого центра, не раз ездил в Мильково, Усть-Камчатск, Ключи, Вилючинск. Наград у коллектива не перечесть. Назовем самые «свежие»: в 2008 году оркестр был награжден кубком фестиваля «Звезды Камчатки», в 2009-м стал лауреатом V Всероссийского конкурса духовых ор­кестров им. Н. М. Михайлова и дипломантом Фестиваля инстру­ментальной музыки, а весной 2010 года оркестр завоевал I премию в краевом конкурсе «Юные дарования Камчатки». В юбилейном для колледжа году на отделении появился эстрадный оркестр, который успешно дебютировал в ноябре (художественный руково­дитель – А. А. Лушпа).

Довольно часто воспитанники отделения участвуют в сорев­нованиях молодых музыкантов и привозят почетные награды. 

Народные инструменты

Отделение русских народных инструментов – ровесник колледжа. Из первого набора в 44 человека, осуществлен­ного в августе 1960 года, ровно 20 составляли народники: 8 баянистов, 12 струнников. Понятно, что далеко не все из них дошли до Государственных экзаменов, ибо некоторые из поступивших даже не знали музыкальной грамоты (такие были времена!). И все же 11 выпускников-народников, получивших дипломы четыре года спустя, ознаменовали собой начало по­явления собственных специалистов, в которых очень нуждалась Камчатка. Всего же за полвека из стен училища-колледжа вы­шли 253 народника по пяти специальностям: баян, аккордеон, балалайка, домра, гитара. Большинству из них добавили еще и квалификацию «руководитель оркестра».

Первыми педагогами на отделении были Александр Жаринов и Эдуард Пи­сарчик. В 1961-м в училище прибыл выпускник Харьковской консерватории Юрий Северин (баян). В 1962-м – домрист Анатолий Романов и баянист Владимир Фокин (оба – выпускники Московского музыкально-педагоги­ческого училища им. Октябрьской революции). В последующие два года на отделении стали работать воспитанники Московско­го института им. Гнесиных Владимир Бонаков (баян) и Вячеслав Быстренин (балалайка). Именно с появления этих двух мастеров народное отделение стало развиваться семимильными шагами.

Вячеслав Быстренин под­нял оркестр русских народных инструментов на значительную художественную высоту и осуществил с ансамблем народных инструментов первые настоящие гастроли по Камчатке. Имен­но он подготовил и вывел в свет таких замечательных музы­кантов, как Николай Инин, Алексей Барыбин, Татьяна Чечет, Владимир Головатюк, Владимир Татаринцев, которые сегодня хорошо известны музыкальному миру. Почти двадцать лет (с 1976 по 1995 г.) проработал в учи­лище Владимир Фёдорович Шашин, талантливый баянист, вос­питанник того же Гнесинского института (ныне Россияская академия музыки им. Гнесиных), возглавивший после Быстренина работу народного отделения. Он воспитал группу ярких молодых специалистов, ставших в студенческие годы ла­уреатами весьма престижных конкурсов. Среди них – Сергей Старошельский, Сергей Белкин, Игорь Верхолат и самый зна­менитый его ученик Денис Фёдоров. Под руководством Влади­мира Шашина продолжил активное развитие оркестр народных инструментов. А сам дирижер стал первым среди своих кол­лег-народников, получившим почетное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации» (1993).

Традиции В. Ф. Быстренина и В. Ф. Шашина в высшей степени успешно продолжила развивать Ольга Фёдоровна Спирина, возглавившая отделение осенью 2000 г. Яркий педа­гог, руководитель, организатор, она внесла в жизнь народни­ков особый дух доверия, творчества и взаимоуважения.

Настоящей гордостью колледжа искусств является оркестр русских народных инструментов. Оркестр – настоящее содру­жество молодых и зрелых музыкантов. В его состав по традиции входят не только студенты и педагоги, но и бывшие выпускники, а также – преподаватели близлежащих музыкальных школ – из Петропавловска, Елизова, Вилючинска. Таким образом, оркестр – своеобразная творческая лаборатория, где студенты учатся, а учителя совершенствуют свое исполнительское мастерство. Осенью 2007 года оркестр стал лауреатом Международного кон­курса, ведет значительную концертную деятельность, выезжая в доступные (по автомобильным меркам) районы Камчатки. Из  музыкантов оркестра в разные годы образовались ансамбли разных составов: «Русский стиль» (руководитель Валерий Сёмушкин), студенческие ансамбли «В яблочко!» (руководитель Ольга Спирина) и инструментальный ансамбль под руководством Татьяны Лещинской.

С 2006 года ведет свою историю квартет «Камчатка», в кото­ром под руководством Артёма Быкова выступают замечательные камчатские музыканты Наталья Лебедева, Михаил Авдошенко и Павел Малявин. Небольшой коллектив за достаточно короткий срок приобрёл настоящую популярность у жителей Камчатского края, включая Корякский округ, блестяще выступал в Москве, встав в один ряд с такими признанными коллективами, как Камчатский камерный оркестр и Камчатская хоровая капелла.

 Сегодня на отделении под руководством О. Ф. Спириной трудятся не только такие мэт­ры музыкального искусства, как Николай Дмитриевич Красильников, певица Наталья Евгеньевна Белозерова, но и талантливые молодые педагоги, которые своей энергией и творческой самоотдачей являются настоящей гордостью колледжа. Их имена всем хорошо известны: Наталья Александровна Лебедева, Михаил Владимирович Авдошенко, Артем Васильевич Бы­ков.     

Фортепианное отделение

Фортепианное отделение во все времена славилось своими педагогическими кадрами. Достаточно сказать, что первым пианистом, открывшим отделение, был молодой выпускник Московской государственной консерватории им. Чайковского Вла­димир Иванович Хвостин. Присту­пив к педагогической деятельности на Камчатке, В. И. Хвостин продолжал обучаться в аспирантуре у профессора Я. И. Зака, работал над кандидатской диссертацией. Вместе с В. И. Хвостиным с 1961 года на отделении специального фортепиано работала его жена – Наталья Леонидовна Занкова, тоже воспитанница столичной консерватории.

В 1964 году диплом под номером «1» (с отличием!) получил выпускник фортепианного отделения Владимир Полутов. Его имя также хорошо помнят на Камчатке. После окончания Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных Владимир Иннокентьевич был пре­подавателем, завучем, директором Камчатского музыкаль­ного училища. Владимир Полутов увлекался методикой, современными педагогическими новшествами и слыл чело­веком в высшей степени интеллигентным.

К тому времени музыкальное училище располагалось в одноэтажном деревянном бараке, в районе Комсомольской площади. Именно в эти «хоромы» в 1964 году прибыл но­вый воспитанник Московской консерватории, ученик того же Якова Зака – ныне всем известный и почитаемый мэтр камчатской культуры, заслуженный артист России Валерий Павлович Тумило. До конца жизни он возглавлял работу отделения, демонстрируя высокую степень профессионализ­ма и преданности искусству.

Во второй половине 1960-х в Петропавлов­ске появились выпуск­ники Харьковской госу­дарственной консервато­рии: Эльвира Давыдовна Стремовская (Барская) и Валерий Трофимович Кравченко (возглавляет фортепианное отделение с 2008 г.) Пополнился в 1968 году педагогический состав отделения еще одной москвичкой – Ольгой Николаевной Савостьяновой.

В 1970 году музыкальное училище справило новоселье на проспекте Рыбаков. Здесь уже было раздольно: масса классов, большой концертный зал… Каждый год приезжали и новые специалисты. В первой половине 70-х XX в. на Камчатке оказались выпускник Московской консерватории Владимир Юрыгин и Тамара Котомина – выпускница Кам­чатского музыкального училища, успевшая к тому времени закончить Новосибирскую консерваторию. Следом за ней с консерваторскими дипломами – также из Новосибирска – прибыли воспитанницы Камчатского училища Наталья Геннадьевна Пчелинцева и Лариса Васильевна Амонская. А чуть позже – в 1976 году – пианистка Наталья Андреевна Масляник.

Возвращение в родное училище бывших выпускников – событие незаурядное. Еще в годы учебы на Камчатке Ната­лья Масляник и Наталья Пчелинцева становились лауреатами конкурсов молодых музыкантов в Новосибирске. Они как бы одни из первых возвестили вдали от полуострова о появлении в Петропавловске-Камчатском настоящей профессиональной школы музыкантов. Именно с того момента Камчатское му­зыкальное училище стало набирать свой авторитет.

В новом столетии училище преобразовалось в колледж искусств и открылся новый этап в развитии прославленного учебного заведения. Начался затяжной, но капитальный ремонт учебного корпуса и общежития. В классах появилась современная звуковая и компьютерная техника. Но наибольшую радость принесло пианистам появление в учили­ще-колледже осенью 2006 года замечательного рояля марки «Steinwеy»…

Отделение специ­ального фортепиано в современном виде – небольшой, но вы­сокопрофессиональ­ный коллектив еди­номышленников, ко­торый оказывает заметное влияние на развитие музыкальной культуры России. За 50 лет работы на отделении подго­товлено 287 пианистов (более других отделений!). Среди них – лауреаты международных конкурсов, заслуженные артисты России, замечательные педагоги и концертирующие масте­ра, которые никогда не забудут Камчатку. Важную роль на отделении играют замечательные иллюстраторы. В музыкальной школе при колледже также работают педагоги отделения: Н. А. Масляник, Н. Г. Пчелинцева и Л. В. Амонская.

О своих воспитанниках в колледже искусств не забывают никогда. Каждая новая весточка о творческих достижениях выпускников, кото­рых сегодня мож­но встретить не только в России – в разных странах мира, – окрыляет педагогов, стано­вится еще одним примером для се­годняшних учени­ков.